Главная Бренды АЭРОФЛОТ

 Бренд: Аэрофлот
Слоган: «Искренне ваш, «Аэрофлот»
Отрасль: транспорт
Продукция: пассажирские авиаперевозки
Компания-владелец: ОАО "Аэрофлот"
Год основания: 1923 
Штаб-квартира: Россия, Москва

Показатели деятельности

 
Выручка
Операционная прибыль
Чистая прибыль
Активы
EBITDA
Обязательства и капитал
Численность персонала
 
млрд руб
млрд руб
млрд руб
млрд руб
млрд руб
млрд руб
Тыс. чел.
2012
253,039
11,118
5,17
189,707
 
 
16,418
2013
290,955
19,795
7,335
209,184
 
 
17,891
2014
319,771
11,268
(17,146)
277,718
24,840
 
18,981
2015
415,173
44,107
(6,494)
315,194
58,703
 
19 368
2016 495,880 63,254 38,826 299,307 78,004   20,4 
2017 532,934 40,411 23,060 323,330 56,015 813,498 22,291
2018 611,570 60,736 (55,694) 316,626 151,517 967,820 24,261
2019 677,881 60,663 13,512   168,924 933,318 23,171
2020 302,182 (92,153) (123,208) 185,082 26,989 1,016,204 30,328
2021 491,733 (5,015) (34,460) 190,344 116,536 1,109,450  
 
 
Стоимость бренда "Аэрофлот" по оценкам компаний:
Год
Interbrand,
млрд. руб
Millward Brown Optimor, $млрд
Brand Finance, $млрд
2013
25,900
н\д
1,423
2014 н\д  н\д 1,550
2015 н\д  н\д 1,003
2016 н\д н\д н\д
2017  н\д н\д н\д
2018  н\д н\д н\д

 

Читать дальше

По состоянию на 1 августа 2020 года эксплуатируемый парк авиакомпании «Аэрофлот» составил 245 воздушных судов. Средний возраст воздушных судов составил 5,3 года. 

Группа «Аэрофлот» в 2020 году перевезла 30,2 млн пассажиров, что на 50,3 % ниже показателя 2019 года. Процент занятости пассажирских кресел по группе «Аэрофлот» составил 73,6 %.
 
Объем перевозок авиакомпании за девять месяцев 2022 года на внутренних линиях составил 13,207 миллиона человек, что на 10,1 процента выше аналогичного периода прошлого года. В третьем квартале внутрироссийские перевозки выросли на 25,6 процента, до 6,945 миллиона человек. Таким образом, по итогам девяти месяцев общие перевозки на внутренних и международных линиях остались на прежнем уровне, за третий квартал выросли на 5,5 процентов.

 

История компании

 1 мая 1922 года, вскоре после окончания в европейской части России гражданской войны, в СССР открылись полёты по первой международной авиалинии «Москва — Кёнигсберг — Берлин». 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород».

9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».
17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» для внутренних и международных авиаперевозок пассажиров, почты и других работ. Парк первых самолётов состоял из голландских «Фоккеров». «Добролёт» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство пассажирских самолётов в СССР.
 
Читать дальше

 Начиная с 1935 года и до начала 1990-х, за исключением чехословацкого самолёта для местных авиалиний Let L-410 Turbolet, «Аэрофлот» эксплуатировал воздушные лайнеры исключительно советского производства.

 25 февраля 1932 года на базе «Добролёта» и акционерного общества «Укрвоздухпуть» было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны — «Аэрофлот». Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года.

Для советского человека слова «Гражданская авиация» и «Аэрофлот» были по сути равнозначными, так как никаких других авиаперевозчиков в стране не существовало.
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений «Аэрофлота» (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии». В 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров. В основном «Аэрофлот» выполнял рейсы по СССР, но маршрутная сеть компании охватывала пять из шести континентов: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы «Аэрофлота» выполнялись через аэропорт Шеннона в Ирландии, так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолёты и не находившийся на территории НАТО.
В 1989 Аэрофлот вступил в IATA.
Кроме пассажирских перевозок «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав «Аэрофлота» входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжёлых грузов для советской космической программы, выполнялись разнообразные авиационные работы: обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов,транспортировка военных грузов и личного состава вооружённых сил, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдалённых областей и другие авиационные работы. 
С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолёт Ту-154 выполнял самый протяжённый в мире континентальный рейс: № 4049 Ленинград — Омск —Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский, длиной 9100 километров.
В начале 1990-х годов «Аэрофлот» был снова реструктуризован, при этом большую автономию получили отдельные авиаотряды. Это обстоятельство и распад СССР привели к тому, что в 1992 году крупнейшая в мире (и в истории) авиакомпания, к концу 1980-х годов перевозившая до 130 миллионов пассажиров, распалась на более чем 300 отдельных авиакомпаний. Некоторые из этих компаний были настолько малы, что их парк не превышал 1—2 самолётов.
Современная история компании начинается с момента принятия Постановления Правительства РФ № 527 от 27 июля 1992 года «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации». В его рамках на базе Центрального управления международных воздушных сообщений СССР было создано АООТ «Аэрофлот — российские международные авиалинии», ставшее правопреемником «Аэрофлота» СССР.
В 1992 году была создана дочерняя компания «Российские авиационные линии» (РАЛ), которая первой в России начала эксплуатацию магистральных самолётов иностранного производства Airbus A310. После авиакатастрофы под Междуреченском, в 1995 году РАЛ была закрыта, а её флот переведён в материнскую компанию.
В 1994 году «Аэрофлот» был реорганизован в открытое акционерное общество и подвергся частичной приватизации. 51 % акций остался за государством. В 1990-х авиакомпания по большей части занималась международными перевозками, но по мере того, как мелкие авиакомпании, отколовшиеся от «Аэрофлота», прекращали свою деятельность в регионах, «Аэрофлот» постепенно расширял свою внутрироссийскую маршрутную сеть. В связи с этим, в июле 2000 года компания была переименована в «Аэрофлот — российские авиалинии»
В 2000 году «Аэрофлот» пригласил группу британских консультантов с целью произвести «ребрендинг» — смену имиджа. В 2003 году «Аэрофлот» представил новый вариант раскраски своих самолётов и униформы для экипажа, была запущена крупная рекламная акция. Крылатый серп и молот, остававшийся неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, не устраивал команду, занимавшуюся ребрендингом; кроме того, считалось, что клиентам из западных стран «неуютно» пользоваться авиакомпанией, чья символика напоминает им о советской эпохе. Однако опыт показал, что серп и молот является самым узнаваемым символом компании, и его было решено оставить.
«Аэрофлот» в 2000-х годах осуществил модернизацию своего флота западного производства. Было приобретено 18 самолётов серии А320 для выполнения рейсов по Европе и 11 Boeing 767 для дальнемагистральных рейсов. К 2004 году общий размер флота авиакомпании превысил 100 самолётов.
Добившись стабильности на рынке зарубежных перевозок, весной 2004 года «Аэрофлот» приступил к активной экспансии на рынок внутренних авиалиний, где на тот момент лидерство удерживала авиакомпания «Сибирь» (S7). В планы «Аэрофлота» входило подчинить себе 30 % рынка к 2010 году (в 2006 году это значение составляло 9 %). Одним из первых шагов на этом пути стала покупка авиакомпании «Архангельские воздушные линии» и превращение её в дочернее предприятие «Аэрофлот-Норд». В ноябре 2006 года стало известно о планах «Аэрофлота» поглотить дальневосточные авиакомпании «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы».
14 апреля 2006 года «Аэрофлот» вступил в альянс SkyTeam.
В 2007 году было объявлено о планах по приобретению 39 % акций итальянского перевозчика Alitalia, что вписывалось в стратегию по превращению Аэрофлота в крупного игрока рынка международных пассажирских авиаперевозок. Государственный пакет акций оценивался экспертами в $900 млн. Однако уже несколько месяцев спустя компания отказалась от этих планов, в первую очередь, из-за того, что правительство Италии повысило стоимость пакета акций.
14 сентября 2008 года в связи с катастрофой рейса 821 в Перми «Аэрофлот» заявил о немедленном прекращении сотрудничества с компанией «Аэрофлот-Норд» в части предоставления своего флага для полётов. В 2009 году эта авиакомпания потеряла слово «Аэрофлот» в названии, будучи переименованной в «Нордавиа», а в марте 2011 года «Аэрофлот» продал её компании «Норильский никель» за $7 млн  и $200 млн  списанных с авиакомпании долгов.
В 2009 году на посту генерального директора компании бывшего штурмана Валерия Окулова, ставшего заместителем министра транспорта России, сменил бизнес-управленец Виталий Савельев, взявший курс на повышение экономической эффективности деятельности перевозчика. В этом же году из флота компании были выведены последние самолёты Ту-154, и в по состоянию на 2013 год основную массу парка составляют современные машины Airbus. Тем не менее, «Аэрофлот» декларирует закупку и российских самолетов.
В том же году было объявлено о банкротстве дочерней грузовой компании «Аэрофлот-карго» в связи с накоплением долга в размере 5 млрд руб. перед материнской компанией. Банкротство грузовой дочерней компании не было связано с отказом от работы на рынке грузовых авиаперевозок, данное направление было передано во вновь созданный грузовой департамент «Аэрофлота».
24 июля 2009 года «Аэрофлот» подписал спонсорский контракт с футбольным клубом ЦСКА.
15 ноября 2009 года в Шереметьево был открыт собственный терминал Аэрофлота (терминал D), и 26—28 декабря «Аэрофлот» завершил перевод в терминал своих внутренних рейсов, что устранило проблему неудобного трансфера пассажиров между первым и вторым терминалами. Однако уже в начале 2011 года представители аэропорта «Шереметьево» прогнозировали, что при текущем росте пассажиропотока авиакомпании уже в 2011 году перронные и терминальные ёмкости терминала D будут исчерпаны, и «Аэрофлоту» вновь придётся вернуться к использованию терминалов B и C.
В начале 2010 года было принято решение о присоединении к «Аэрофлоту» всех государственных авиакомпаний страны. Изначально планировалось передать государственные пакеты акций таких авиакомпаний как «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Саратовские авиалинии» и полностью государственные «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа» и ГТК «Россия». В результате такого слияния планировалось, что объединённая авиакомпания будет перевозить ежегодно более 17,5 млн пассажиров и занимать 35 % внутреннего рынка. Но некоторые планы были впоследствии пересмотрены, в частности, «Аэрофлот» отказался от «Саратовских авиалиний», а 51 % акций компаний были проданы частным инвесторам.
29 октября 2010 года «Аэрофлот» заключил двухлетнее спонсорское соглашение с американским баскетбольным клубом New Jersey Nets. Логотип «Аэрофлота» будет размещаться на площадке New Jersey Nets в местах, попадающих в телевизионный кадр, а также в заставках трансляций гостевых игр команды.
В октябре 2013 года компания зарегистрировала свою новую бюджетную авиакомпанию «Добролёт». Но из-за западных санкций лоукостер вынужденно приостановил свою деятельность из-за полётов в Симферополь. В октябре 2014 года Аэрофлот объявил о запуске нового бюджетного перевозчика, который работает под новым названием «Победа»
 
В конце июня 2013 года появилась информация, что «Аэрофлот» может выйти из Skyteam. Это связано с высокой стоимостью внутренних авиабилетов по территории США авиакомпании «Delta», а также запретом на сотрудничество с членами других объединений (по правилам альянса), например, с «United Airlines» (Star Alliance), у которого билеты дешевле. Так же рассматривался переход авиакомпании в Star Alliance, лидером которой является «Lufthansa».  Однако, в конце сентября того же года руководство авиакомпании приняло решение остаться в Skyteam. 
 
1 сентября 2015 года Аэрофлот объявил о планах приобрести 75% акций терпящей убытки второй по величине авиакомпании страныТрансаэро за символическую цену в 1 рубль. Впоследствии национальный перевозчик отказался от своих планов, а правительство приняло решение пойти по сценарию банкротства Трансаэро. В сентябре 2015 года компания включёна в санкционный список Украины. Санкции предусматривают блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств, а также «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины».
По состоянию на июнь 2016 года средний возраст воздушного флота Аэрофлота составляет 4,2 года. 
 
В апреле 2016 года «Аэрофлот» удостоился четырёх звезд за качество сервиса по версии авиационной консалтинговой компании Skytrax, впервые среди российских авиакомпаний.
 
В декабре 2017 года «Аэрофлот» заключил соглашение с SITA. Они планируют начать отслеживать багаж авиапассажиров в режиме реального времени. Это станет возможным благодаря разработанному специалистами SITA приложению BagJourney, которое собирает и обрабатывает данные о местонахождении пассажиров и их багажа благодаря сведениям, получаемым из 400 аэропортов и 500 авиакомпаний по всему миру.
 
В 2018–2019 годах «Аэрофлот» намерен предложить своим пассажирам ряд дополнительных услуг, за которые будет взиматься плата, следует из презентации, размещенной на сайте авиакомпании. В презентации отмечается, что задачей новых сервисов станет увеличение доходов компании.
В качестве примеров новых платных сервисов в документе упоминаются возможность выбора мест в салоне самолета для пассажиров, купивших дешевые билеты, а также возможность повышения за отдельную плату категории билета.
Кроме того, авиакомпания намерена предоставить пассажирам возможность в режиме онлайн доплачивать за перевозку багажа и платить за выбор питания в Sky-cafe.
 
В случае запрета полетов в США «Аэрофлот» может лишиться 26 млрд руб. Сейчас это рынок, сопоставимый с полетами в страны СНГ. Но компания найдет замену этому направлению, например в Азии, уверены опрошенные РБК эксперты
США решили ввести новые санкции против России из-за отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании. В Лондоне и Вашингтоне считают, что к этому отравлению причастна Москва, поэтому американские власти намерены ввести новые ограничения. Первые санкции подразумевают запрет на экспорт в Россию электронных устройств двойного назначения. А дальнейшие ограничения будут введены, если в течение трех месяцев Россия не представит гарантии неприменения химического или биологического оружия. Эти санкции могут заключаться в снижении уровня дипломатических отношений, сокращении объема внешней торговли и запрете полетов «Аэрофлота» в США.
Источник: РБК
 
5 июля 2018 года компания «Аэрофлот» приобрела 15-й из 20-ти самолетов Sukhoi Superjet SSJ-100, поставляемых по контракту заключенного с АО «Гражданские самолёты Сухого» и АО «ВЭБ-лизинг». Модель для авиакомпании является 45-й из имеющихся SSJ-100 в парке.
 
В мае 2018 года программа «Аэрофлот Бонус» была удостоена американской премии Freddie Awards в трёх номинациях: «Лучшая программа элитного уровня», «Лучший клиентский сервис», «Лучшая возможность использования миль» и получила специальную награду «210 AWARD».
 
В июне 2019 года программа «Аэрофлот Бонус» получила американскую премию Freddie Awards в двух номинациях: «Лучшая программа элитного уровня» и «Лучший клиентский сервис».
 
В сентябре 2018 года «Аэрофлот» вновь стал обладателем рейтинга «пять звезд» APEX в самой значимой номинации — «Глобальная авиакомпания». В 2018 году в рамках премии Skytrax World Airline Awards «Аэрофлот» в седьмой раз в своей истории и шестой год подряд побеждает в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», а предлагаемое им бортовое питание в классе обслуживания премиум-эконом (класс «Комфорт») впервые названо лучшим в мире. В октябре 2018 года «Аэрофлот» вновь подтвердил соответствие престижному рейтингу «четыре звезды» Skytrax. В официальном заключении Skytrax по состоянию на 2018 год отмечено, что критериям «четырех звезд» соответствуют все три класса обслуживания Аэрофлота — Бизнес, Премиум-эконом (Комфорт) и Эконом.
 
В октябре 2018 года «Аэрофлот» впервые стал победителем международной премии Business Traveller UK Reader Awards 2018 в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», в октябре 2019 года компания второй раз стала победителем премии Business Traveller Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».
 
В январе 2019 года «Аэрофлот», по версии китайской премии Stars Awards 2019, признан «Лучшей авиакомпанией для транзита между Китаем и Европой».
 
В 2019 году компания вошла в ТОП-10 международного рейтинга в плане лучшего клиентского обслуживания и занимает 8-е место в международном рейтинге клиентоориентированности.
 
В марте 2019 года отраслевой журнал Aviation Plus Mag назвал «Аэрофлот» компанией с самым молодым парком самолётов. Средний возраст самолётов по состоянию на 01 декабря 2019 года составляет 4.9 года.
 
Со 2 апреля 2019 года «Группа компаний „Аэрофлот“» ввела безбагажные тарифы на ряде среднемагистральных маршрутов авиакомпании «Россия», а также ПАО «Аэрофлот», где существует повышенный спрос на эту услугу. Безбагажные тарифы были введены по многочисленным просьбам пассажиров, которые путешествуют налегке, и позволили снизить цены на билеты экономкласса на некоторых направлениях до 30 %.
 
В апреле 2019 года, на церемонии награждения премией Flyer Award 2019 в Шанхае, «Аэрофлот» в третий раз получил отраслевую награду в номинации «Любимая иностранная авиакомпания».
 
В июне 2019 года на церемонии награждения Skytrax World Airline Awards, которая состоялась в музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже, авиакомпания «Аэрофлот» в восьмой раз была признана «Лучшей авиакомпанией Восточной Европы».
 
В августе 2019 года «Аэрофлот» по итогам конкурса «Вина на крыле» журнала Global Traveler вошёл в тройку победителей в номинации «Лучшее шампанское в бизнес-классе на международных рейсах».
 
С августа 2019 года «Аэрофлот» является членом ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», на базе которой в России планируется создание единого цифрового логистического и транспортного пространства.
 
В сентябре 2019 года рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинг «Аэрофлота» с «BB-» до «BB».
 
В октябре 2019 года «Аэрофлот» открыл продажу билетов на прямые рейсы из аэропорта Красноярска. Красноярск станет для Аэрофлота вторым базовым аэропортом.
 
Вследствие введённых в ответ санкций авиакомпания с 8 марта 2022 года не выполняет ряд международных рейсов «в связи с возникновением дополнительных обстоятельств, препятствующих выполнению полётов».
 
Как и другие крупные российские авиакомпании, «Аэрофлот» получил от европейских лизингодателей уведомления о расторжении договоров и необходимости вернуть лайнеры.
 
11 апреля 2022 года авиакомпания внесена в чёрный список Евросоюза из-за того, что её самолеты «не соответствуют международным стандартам безопасности»
 
В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме «Аэрофлот» подписал с Объединенной авиастроительной корпорацией соглашение о намерениях приобрести (210 МС-21, 89 Superjet-NEW и 40 Ту-214) в период до 2030 года. Поставка будет осуществляться на условиях аренды, цена контракта – 1 триллион рублей.
 
1 ноября 2022 года Аэрофлот завершил переход на отечественную систему бронирования «Леонардо». Сервис, созданный компанией «Сирена-Трэвел» в партнёрстве с Госкорпорацией Ростех, заменил зарубежное программное обеспечение, что позволит выстроить защиту от возможных инцидентов и сбоев, связанных с санкционными ограничениями.
 
Переход Аэрофлота на новую систему бронирования осуществлялся при поддержке компаний «РТ-Транском» и «Сирена-Трэвел». С учётом объёмов данных такой крупной авиакомпании, как Аэрофлот, процесс перехода был реализован в кратчайшие сроки, и уже 29 октября регистрация пассажиров началась в отечественной системе бронирования.
 
 
 
 
 
 

Интересные факты

 «Аэрофлот» не раз страдал от политики холодной войны. Авиакомпания начала полёты в США в 1968 году, с тех пор полёты по решению руководства США прекращались трижды: в 1979 году — в ответ на вторжение СССР в Афганистан; в 1981 году — в ответ на действия СССР в Польше; в 1983 году — в ответ на уничтожение корейского «Боинга» над Курилами.

«Аэрофлот» фигурирует в фильмах «Космическая одиссея 2001 года», «Превосходство Борна», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Брат 2», «Ирония судьбы. Продолжение», «Мы из будущего», «Терминал», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»
Жизнь и работа лётчиков «Аэрофлота» нашла отражение в ряде советских фильмов, в частности, «Экипаж», «Мимино», «Размах крыльев» и др.
С 1 июля 2013 года «Аэрофлот» — Официальный перевозчик футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». 

Источники

РБК, Википедия 

Истории любви

 Благодаря компании Аэрофлот я познакомилась с замечательным человеком, который был моим соседом во время полета! 

  • Currently 3.15/5 Stars.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(7) голосов

Aэрофлот - первая далекая поездка заграницу и она прошла с этой авиакомпанией настолько отлично что я не боюсь сейчас летать )

  • Currently 0.00/5 Stars.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(0) голосов

Письма бренду:

Аэрофлот - пусть бонусы не сгорают!

Дорогой Аэрофлот! Не меняйся!

Аэрофлот - с вами надежно и спокойно летать!


АЭРОФЛОТ в рейтингах:


Рейтинг
в категориях:

Авиакомпании:
2023 год 1 место К рейтингу
2022 год 1 место К рейтингу
2021 год 1 место К рейтингу
2020 год 1 место К рейтингу
2019 год 1 место К рейтингу
2018 год 1 место К рейтингу
2017 год 1 место К рейтингу
2016 год 1 место К рейтингу
2015 год 1 место К рейтингу
2014 год 1 место К рейтингу
2013 год 1 место К рейтингу