Главная Бренды НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ

 Название бренда: Напитки из Черноголовки

Слоган: Пейте без остановки «Напитки из Черноголовки!
Отрасль: Снеки и напитки
Продукция: Безалкогольные напитки
Компания-владелец: ОСТ (группа компаний), с 2009 Аквалайф
Год основания: 1998
Штаб-квартира: Россия

Финансовые показатели

 По данным Statista, сегодня объем рынка безалкогольных напитков оценивается в $8,8 млрд. Доля «Черноголовки» составляет, по собственным оценкам компании, 8,5%, 39% рынка держит Coca-Cola, 22% — Pepsi.

 
«Черноголовка» выпускает продукцию под 20 брендами на восьми собственных предприятиях в Московской области, Краснодарском крае, Барнауле, Оренбурге, Новосибирске и Нуравшоне (Узбекистан). Общий объем производства — 500 млн л в год.
 
По итогам 2021 года выручка компании выросла на 50% — до 13,7 млрд рублей, EBITDA составила 15% от выручки. «По объему продаж и выручке в России мы были больше всех среди российских производителей напитков, но меньше наших интернациональных конкурентов — Coca-Cola и PepsiCo», — говорит Наталия Сахнина. В конце 1990-х она выводила на рынок сок «Добрый» (принадлежал компании «Мултон», впоследствии ставшей частью «Coca-Cola HBC Россия»), в 2009 года Сахнина возглавила направление напитков в «Вимм-Билль-Данн» (часть PepsiCo), затем работала в компании-производителе детского питания «Прогресс». «Черноголовку» она возглавила в 2020 году.

История компании

 История крупнейшего национального производителя безалкогольных напитков началась с водки. В 1995 году в небольшом подмосковном городе Черноголовка предприниматель из Ногинска Владимир Пекарев (ныне депутат Московской областной думы) построил водочный завод «ОСТ-Алко», который выпускал в том числе популярную в 1990-е марку «Смирновъ». Через три года работы на алкогольном рынке, осенью 1998-го, бизнесмен создал предприятие по производству безалкогольных напитков «ОСТ-Аква».

Читать дальше

 Пекарев начал выпускать напитки под советскими брендами «Тархун», «Байкал», «Дюшес», «Ситро», «Саяны», «Колокольчик», а также минеральную воду «Черноголовская». Лимонады «как в детстве» должны были стать альтернативой коле. «Владимир Янович Пекарев — человек патриотичный, он враг всего сомнительного иностранного. А старых советских напитков на рынке не было», — рассказывал в 2008 году директор по маркетингу и стратегическому планированию «ОСТ-Аква» Александр Анфиногенов. К началу нулевых компания Пекарева стала крупнейшим в московском регионе производителем лимонадов.

 
В 2010 году стало известно о покупке алкогольных активов Пекарева кабардинской группой «Риал». Тогда предприниматель уточнял, что «больше не имеет отношения к бизнесу «ОСТ-Алко», но сумму сделки не озвучивал. По словам участников рынка, она и вовсе была безденежной из-за долгов компании в размере более 2,5 млрд рублей (компания была должна и самому «Риалу» за поставки спирта). 
 
Доля Владимира Пекарева в ОСТ была оформлена на его жену Ларису, партнером семьи по бизнесу. Как писал «Коммерсант», к 2009 году 60,78% «ОСТ-Аква» принадлежало Пекаревым, 39,22% — Игорю Брынцалову. Это племянник Владимира Брынцалова, основателя компании «Ферейн» и «Брынцалов-А», производивших лекарства (компании обвиняли в продаже фальсифицированных препаратов) и водки, названной в честь себя.
 
По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас права на несколько десятков товарных знаков напитков из Черноголовки принадлежат ООО «ПК «АКВАЛАЙФ». Через цепочку юрлиц компания принадлежит АО «Восток-девелопмент», которая по данным на 2016 год была в собственности у Александра Горнова. Доля в 0,01% в УК «Черноголовка» находится в собственности УК «СК» Алексея Четвергова.
 
Компания выпускает продукцию на восьми собственных предприятиях, а также на проверенных партнёрских площадках. Флагманский завод расположен в городе Черноголовка Московской области, в уникальной природной зоне.
 
География предприятий холдинга:
 
Московская область:
 – Черноголовка (2 завода)
 – Электросталь
 
Краснодарский край:
 – станица Северская
 
Алтайский край:
 – Барнаул
 
 – Оренбург
 – Новосибирск
 
Узбекистан, Ташкентская область:
 – Нуравшон
 
 
Готовая продукция отгружается во все регионы страны и еще в 25 стран. В портфеле компании более 20 брендов и 700 наименований. Самые известные: легендарный "Байкал" (1977) и "Черноголовка" – линейка натуральных лимонадов, знакомых каждому россиянину с детства, а также питьевая вода для детей и взрослых.
 
Семейство напитков в начале 2022 года пополнилось классикой вкуса – "Колой Черноголовка", которая пользуется повышенным спросом со стороны сетей торговли и общественного питания. Бренд "Байкал" ("тот самый Байкал") теперь представлен как в классическом варианте, так и в современном – в виде Baikal energy и лимонадов нового поколения Baikal green. 
 
В марте 2023 года российская компания завершит первый этап строительства нового завода в Подмосковье стоимостью более 3 млрд рублей.

История бренда

 Советский бренд «Байкал» создавался во Всесоюзном НИИ пивобезалкогольной промышленности в 1970-х годах как альтернатива американским брендам. После распада СССР «Черноголовка» получила эксклюзивные права на производство этого напитка, и в итоге он стал флагманским в портфеле компании. На втором и третьем месте по объемам продаж у компании традиционно были «Тархун» и «Дюшес».

Читать дальше

 В начале 2000-х «Черноголовка» выпустила ответ коле — «Золотой орех», а также «Золотой апельсин» (аналог Fanta, Mirinda) и «Золотой лимон» (аналог Sprite, 7Up). Однако догнать даже «Байкал» и «Тархун», не говоря уже о западных брендах, новинки не смогли. «Было много продуктов, которые компания пыталась запустить. Они были очень интересные и вкусные, но не отвечали ожиданиям потребителя.

 
Летом 2021 года в компании начали создавать новые рецепты. Первым на рынок осенью прошлого года был выведен напиток со вкусом мандарина (аналог Fanta и Mirinda), за неполный год новинка догнала по объемам продаж «Тархун», на который приходилось 10% выручки компании.
 
 
Символ холдинга – маленькая птичка Черноголовка, которая очень требовательна к экологии и селится только в оазисах с чистой питьевой водой. Свои экологические обязательства компания выполняет в полном объёме. Черноголовка – участник национальных программ, направленных на охрану водных ресурсов.

Источники

 Форбс, сайт компании, msk1

НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ в рейтингах:


Рейтинг
в категориях:

Сладкие газированные напитки:
2023 год 1 место К рейтингу
2022 год 1 место К рейтингу
2021 год 3 место К рейтингу
2020 год 3 место К рейтингу
2019 год 3 место К рейтингу
2018 год 3 место К рейтингу
2017 год 5 место К рейтингу
2016 год 3 место К рейтингу
2015 год 5 место К рейтингу
2014 год 5 место К рейтингу
2013 год 5 место К рейтингу
2012 год 5 место К рейтингу
2011 год 5 место К рейтингу
2010 год 5 место К рейтингу
2009 год 4 место К рейтингу