Главная Бренды WHOOSH

 Бренд: Whoosh

Отрасль: Сервисы аренды велосипедов и самокатов
Компания-владелец: ООО "ВУШ"
Год основания: 2018
Штаб-квартира: Москва
 

Финансовые показатели

 Крупнейшим акционером является Дмитрий Чуйко, которому принадлежит 44,68% уставного капитала ООО "ВУШ" (эта доля находится в залоге у ФК "Открытие").

 
По данным СПАРК, выручка Whoosh в 2020-м выросла до 855 млн рублей, прибыль — до 211 млн рублей. Urent в 2020 году, по собственным данным, выручил около 800 млн рублей и получил 123 млн рублей прибыли.
 
По данным СПАРК, всего за 2021 год стартап выручил около 4,2 млрд рублей и получил 1,8 млрд рублей прибыли. Пользователи Whoosh совершили за год 26,5 млн поездок в 24 городах России. 
Читать дальше

 В первом полугодии 2022 года совокупная выручка увеличилась на 63% г/г до 3,2 млрд руб.

Рентабельность по EBITDA превысила 50%.
 
Чистый долг на конец июня 2022 составил 3,3 млрд рублей, при этом соотношение чистого долга к показателю EBITDA за последние 12 месяцев составило 1,3x. Количество поездок за первые шесть месяцев 2022 года составило 20,3 млн, увеличившись в 1,8 раз по сравнению с первым полугодием 2021 года. При этом количество поездок в высокий сезон июля-августа 2022 года достигло 18,2 млн поездок, рост в 2,1 раз по сравнению с июлем-августом 2021 года. Флот компании в России на 30 июня 2022 года составил 75 тыс. самокатов по сравнению с 41 тыс. самокатов на 31 декабря 2021 года, рост на 83%.

История компании

 Whoosh — сервис аренды самокатов, основанный в 2019 году нынешними и бывшими топ-менеджерами S7 Group: заместителем гендиректора S7 Group по инновациям Дмитрием Чуйко, экс-заместителем гендиректора по технологическому развитию S7 Travel Retail Егором Баяндиным, президентом компании City Sightseeing Russia, продающей экскурсии Сергеем Лаврентьевым (до этого отвечал за корпоративные продажи в S7) и экс-главой ИТ-интегратора S7 Олегом Журавлевым. Стартовые инвестиции составили $1 млн, основатели вложили в запуск собственные деньги.

 
Дмитрий Чуйко признается, что в бизнесе Whoosh, часть которого завязана на сборке деталей для самокатов, ему помогает техническое образование. Вслед за мамой и дядей он выучился на инженера-технолога в Новосибирском государственном техническом университете и первое время работал конструктором — создавал гусеничный вездеход для труднодоступных мест на севере. Работа была интересной, вспоминает Чуйко: «Но зарплаты, которую мне платили, хватало на проезд и две пачки гречки».
 
 
 
На фото: основатель Whoosh Дмитрий Чуйко
Читать дальше

 Чтобы зарабатывать «нормальные деньги», Чуйко устроился менеджером по продажам в авиакомпанию S7 и в итоге задержался в ней на 15 лет. Сначала продавал турагентам софт для бронирования авиабилетов S7, затем возглавил направление всей интернет-коммерции авиакомпании и перебрался в Москву. В 2012 году направление выделилось в отдельную компанию — S7 Travel Retail. Чуйко стал ее гендиректором, а к 2017-му дорос до вице-президента по инновациям всей группы S7.

 
В процессе работы Чуйко много путешествовал по миру. В начале 2018 года в одной из деловых поездок в Сан-Франциско он обратил внимание на обилие электросамокатов на набережной. Они принадлежали компании Bird — первому и самому крупному в США сервису проката самокатов с помощью приложения. Он был запущен в сентябре 2017 года в Калифорнии, а к ноябрю 2018-го пользователи совершили на его электросамокатах более 10 млн поездок в 120 городах США. Меньше чем за год Bird привлек 415 млн инвестиций и получил оценку в $2 млрд. Сегодня сервис присутствует в 400 городах мира.
 
В России в то время набирал обороты велошеринг: в столице вовсю работал сервис «Велобайк» — взять велосипед можно было, введя на его экране код из СМС-сообщения. Но электросамокаты в аренду с помощью приложения тогда еще никто не сдавал, и Чуйко решил занять пустующую нишу. Вернувшись в Москву, он просчитал бизнес-модель будущего сервиса — для старта в тестовом формате с 50 самокатами необходимо было порядка $500 000. Его партнерами по «аналогу Bird» в России стали на тот момент заместитель гендиректора S7 Travel Retail Егор Баяндин, руководитель корпоративного IT-интегратора S7 Олег Журавлев и бывший глава корпоративных продаж авиакомпании Сергей Лаврентьев (​​в 2018-м — президент оператора автобусных экскурсий City Sightseeing Russia).
 
Партнерам нужно было закупить электросамокаты, разработать платформу для управления ими, приложение для пользователей и специальные IoT-модули (от англ. Internet of things — «интернет вещей»). Последние превращали самокат в устройство, которое может принимать и передавать данные платформе для управления транспортными средствами. Они же связывали самокат с приложением, давали возможность разблокировать его при наведении камеры смартфона на QR-код и оставлять в любой точке города.
 
 
Предприниматели решили купить самокаты марки Xiaomi Mijia M365. Разработку приложения и IT-платформы возглавил Баяндин, а под создание IoT-модуля предприниматели наняли команду инженеров. Первое время основатели днем работали на основной работе, а «вечерами и ночами пилили стартап». В 2019–2020 годах Чуйко, Баяндин и Журавлев ушли из S7. 
 
К началу 2020-го Whoosh успел выйти по франшизе в три города России, а в течение сезона франчайзинговая сеть разрослась на 12 городов, включая Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск. Франчайзи покупали через Whoosh самокаты, а тот брал комиссию до 25% с их выручки. Правда, программа проработала недолго: к концу 2020-го Whoosh выкупил у партнеров все самокаты. «Мы не совпадали с франчайзи по идеологии, — объясняет Чуйко. — Зачастую они говорили: «В нашем городе не нужно больше четырех станций». А мы понимали, что нужно — только так можно превратить самокат из развлечения в транспорт».
 
В течение 2020 года сервис привлек порядка $1 млн от инвесткомпании Ultimate Capital (инвестировала также в Skillbox, Fashion Factory и др.) Евгения Зальцмана и Андрея Кондратюка. На эти деньги стартап расширил парк к концу года до 10 000 — вдобавок к Xiaomi Mijia партнеры закупили самокаты Ninebot со сменными батареями, которые можно было менять прямо на месте.
 
В середине февраля 2021 года стало известно о привлечении сервисом Whoosh более $25 млн (около 1,8 млрд рублей по текущему курсу) от закрытого паевого инвестфонда «ВТБ Капитал пре-АйПиО Фонд» и структуры банка «Открытие».
 
Полученные средства Whoosh намерена потратить на масштабирование сервиса шеринга электросамокатов: увеличить парк в городах присутствия и запустить новые территории, продолжить совершенствование систем собственной шеренговой платформы, IoT-модуля и других ИТ-продуктов.
 
Генеральный директор Whoosh Дмитрий Чуйко отметил, что компания будет рассматривать варианты выхода за рубеж, поскольку на европейском рынке «есть большие игроки, которые с точки зрения сервиса, софта и технологий сильно позади». Но для этого сначала компании необходимо закрепиться во многих российских городах и найти иностранного стратегического инвестора, «который сможет дать компании какую-то дополнительную ценность, кроме денег», добавил он.
 
 
В ноябре 2021 года стало известно о том, что Whoosh выйдет на рынок Португалии.
 
В июле 2022 года Whoosh продал бизнес в Европе гендиректору эстонского сервиса кикшеринга Prime Лаури Труве. 

Источники

 Сайт компании, Форбс, VC, Интерфакс

WHOOSH в рейтингах: