Блог
06 июля 2022
Душевные семьи, российские традиции и западные ценности

Душевные семьи, российские традиции и западные ценности

 Шведский концерн принял решение о прекращении операционной деятельности в России, но в памяти он все равно останется. И не только в виде качественных предметов, которые еще много лет будут служить россиянам. В течение более, чем двадцати лет бренд проводил рекламные кампании. Пришло время вспомнить лучшие ролики российского отделения IKEA.

 
Напомним, что бренд на протяжении семи лет занимал третью строчку в Топ-10 категории «Гипермаркеты товаров для строительства и обустройства дома» исследовательского проекта «Любимые бренды россиян», который с 2008 года проводит компания Online Market Intelligence (OMI). Также IKEA в 2021 году впервые вошла в рейтинг Топ-20 вне категории.
 
Любите соседей
 
IKEA почти сразу начала обращаться в своих рекламных роликах к исконно русским обычаям. И даже к страхам. В ролике 2006 года семейство очень не хочет видеть незваных гостей на Новый Год, но все получается иначе. В результате к ним приходит огромная толпа соседей. «Где Икея – там и праздник!» – так звучит слоган кампании. Оказывается, от привычек иногда стоит отказываться.
 

На видео: ролик про соседей, 2006 год
 
Папе нету места
 
В ролике 2010 года «русскость» проявляется в такой важной примете, как перенаселенность квартиры. Бедный отец семейства никак не может найти такое место, чтобы никому не мешать. Подобные ролики есть и в других странах, но чисто российские детали сразу бросаются в глаза.
 

На видео: IKEA каталог 2010 – «Папа»
 
Когда надо сохранить
 
Та же семья присутствует и в ролике «Всё в дом», но главной темой становится другая российская проблема – невозможность уместить дома все любимые вещи. У IKEA на этот счет есть множество идей, поэтому расставаться с многочисленными богатствами вроде школьной формы тридцатилетней давности, пожалуй, уже не понадобится.  
 

На видео: «Всё в дом»
 
Чтобы было счастье
 
Лаконичный новогодний ролик с теми же актерами можно смело считать шедевром. Отец семейства без лишних слов решает показать фокус - выдернуть скатерть из-под новогоднего стола. Все заканчивается ожидаемыми дребезгами за кадром, а на экране мы видим целые (фото из каталога) предметы и цены на них. Слоган в финале звучит так – «Все для праздника – на счастье!». Представить себе такую рекламу IKEA в другой стране довольно сложно. Кстати, ролик занял второе место на фестивале «Белый квадрат» в 2011 году в номинации «Телевизионная и кинореклама».
 

На видео: Фокус. Инстинкт, 2011 год
 
Виновата весна
 
Жители России в массе своей живут в многоэтажках, и именно этому факту посвящен ролик весенней кампании 2010 года. Дети сбрасывают водяные бомбочки на прохожих, взрослые от них не отстают - у каждого есть занятие по душе, а IKEA призвана их объединить.
 

На видео: весенняя кампания 2010 года
 
Трудности совместной готовки
 
Русские люди любят долго готовить пельмени всей семьей. И делать друг другу замечания. Именно этим занятиям посвящен ролик 2015 года. На этот раз – никаких фокусов и песен, но все равно рекламной фальши тут нет от слова «совсем».
 

На видео: «У нас все есть», 2015 год
 
Все, что мы недоели
 
На стыке десятых и двадцатых годов в российской рекламе ИКЕА местные традиции начинают играть второстепенную роль, а на первый план выходят глобальные ценности. В новогоднем ролике 2020 года речь идет об мандаринах (и других радостях зимних праздников) огромного размера, которые падают с неба, а серьезный голос за кадром угрожает тем, что «природа может вернуть нам все, что мы выбрасываем в праздники». ИКЕА (теперь название уже пишется кириллицей) предлагает избежать апокалипсиса и сделать так, чтобы «праздника хватило на всех».
 

На видео: Новогодний блокбастер от ИКЕА, 2020 год
 
Планета у всех одна?
 
Тема экологии является основной и в ролике «С другой планеты».  Нам показываю жизнь парня (затем он превратится в инопланетянина), который «выбрал устойчивость» и теперь не использует одноразовых пакетов и сортирует мусор. За кадром слышна зарубежная песня, а о России напоминают лишь характерные многоэтажки и надписи на русском на мусорных баках.
 

На видео: С другой планеты, 2021 год
 
В скандинавском стиле
 
Самый последний ролик ИКЕА, который был выпущен в России в начале февраля 2022 года, практически ничем не отличается от глобальных. Интерьер комментирует российский дизайнер ИКЕА (уже бывший) Иван Нырков, но сама квартира вполне могла бы находиться в Хельсинки. Теперь, к сожалению, обставить свой дом в скандинавском стиле станет гораздо сложнее.
 

На видео: В гостях у героев ролика ИКЕА, февраль 2022 года 


« Назад

Версия для печати