Блог
23 мая 2022
Есть ли жизнь после McDonald's

Есть ли жизнь после McDonald's

 В середине мая стало известно о том, что McDonald's все-таки уйдет с российского рынка. При этом полюбившаяся еда все равно будет доступна россиянам. 19 мая компания продала российский бизнес, но как станет называться знаменитая сеть фастфуда в России (23 мая появилась информация о том, что McDonald's останется под брендом MC) и насколько изменится меню пока неизвестно. Многие думают, что подобных прецедентов в истории никогда не было, но, оказывается, это не так. Ниже – о том, как McDonald's пришел в Исландию, но вынужден был уйти, оставив после себя практически идентичные заведения под другим брендом.

 
Оптимистичное начало
 
McDonald's открыл свой первый ресторан в Исландии в 1993 году, запуск совпал с экономическим подъемом страны. По свидетельствам очевидцев, желающих попасть в новое заведение общепита было настолько много, что приходилось стоять в очереди по нескольку часов (привет Москве 1990 года).
 
Для многих исландцев того времени появление крупной глобальной компании ассоциировалось с интеграцией в мировое сообщество, что добавляло McDonald's популярности в стране.
 

 
На видео: Why McDonald's Failed In Iceland
 
Первым посетителем ресторана в Рейкьявике и первым исландским покупателем, заказавшим Биг Мак, стал тогдашний премьер-министр страны Давид Оддссон (Davíð Oddsson). Интересно, что именно он станет в будущем управляющим центрального банка страны Sedlabanki и ответственным за финансовый кризис 2008-2011 годов, но мы забежали вперед.
 
На фото: Премьер-министр Исландии Давид Оддссон на открытии McDonald's в Рейкьявике
 
Символ глобализации как жертва финансового кризиса
 
Об уровне популярности McDonald's в Исландии есть разные мнения. Известно, что местные жители больше любили местную сеть Hambórgarabullan, но в дальнейшем в столице все равно открылись еще два заведения американской компании. Также пришли на исландский рынок и другие американские компании - Burger King и KFC.
 
До 2004 года для приготовления бургеров здесь использовалось мясо и другие ингредиенты от местных фермеров, но затем было принято решение о закупках в Германии. Оказалось, что вести продукты буквально «через семь морей» экономически более выгодно.
 
На фото: McDonald's в Рейкьявике
 
В 2008 году в Исландии начался финансовый кризис, который привел к ослаблению исландской кроны. Тысячи людей потеряли свои сбережения, что привело к массовым протестам.
 
Именно в этот момент бывший премьер-министр страны, который в свое время стал первым посетителем McDonald's, под давлением общественности был вынужден покинуть пост управляющего центрального банка страны.
 
В сочетании с высокими тарифами, наложенными на импортные товары, это привело к увеличению стоимости импорта основных ингредиентов. Например, килограмм лука из Германии стал стоить как бутылка виски. В результате стоимость Биг Мака в Исландии выросла на 20 процентов с 650 крон (5,29 долларов США) до 780 крон (6,36 долларов США). В 2009 году исландский Биг Мак стал самым дорогим на планете.
 
В связи с этой ситуацией управляющий директор Lyst Hr. (эта компания управляла франчайзингом McDonald's в Исландии) Магнус Огмундссон (Magnus Ogmundsson) решил, что далее поднимать цены на свою продукцию не имеет смысла. Фактически это означало, что дальнейшее функционирование американской сети в Исландии нерентабельно, и в октябре 2009 года было принято решение о закрытии.
 
В день, когда об уходе было объявлено официально, исландский McDonald's снова пережил небывалый наплыв посетителей, которые хотели в последний раз насладиться бургерами и картошкой фри. Это привело и к резкому росту продаж - за день реализовывалось более 10 000 гамбургеров, и к нехватке обслуживающего персонала. Но решение принято, и 26 октября 2009 года последнее отделение McDonald's в Исландии было закрыто.
 
Под новой вывеской
 
Спустя несколько дней, 1 ноября 2009 г. Lyst Hr. вновь открыла все бывшие филиалы McDonald's, но уже под новым брендом Metro. Все 90 сотрудников, которые ранее работали в американской компании, сохранили свои места, более того – были созданы дополнительные 15 вакансий. В меню сохранились большинство позиций, однако названия блюд были переведены на исландский язык. Для приготовления блюд теперь использовались только местные ингредиенты. Почему нельзя было сменить поставщиков на местных под брендом McDonald's, история умалчивает, но факт остается фактом: в день перезапуска у всех трех заведений «старого нового» ресторана снова выстроились очереди. Несмотря на идентичность, многие отметили появление новых, относительно «здоровых блюд».
 
Местные жители шутили как о несменяемой маниакальности персонала (свободная касса!), так и о названии. Как написал посетивший «Новый Макдональдс» местный журналист: - «Следует отметить, что слово Metro не исландское, метро в нашей стране отсутствует.  И это придает новой вывеске международной изысканности». 
 
На фото: ресторан Metro в Рейкьявике 
 
На фото: современное меню Metro
 
Сети Metro судьба уготовила сложную жизнь – владельцы постоянно менялись. В июне 2010 года Lyst Hr. продал «исландский Макдональдс» другой компании с труднопроизносимым названием Lífs og heilsu ehf. Причиной сделки послужило банкротство Lyst Hr.. Нового владельца постигла та же участь, и в 2013 году Metro был продан другой компании. Сократилось и количество заведений – на сегодняшний день их осталось только два.
 
Бывали и другие сложности. В мае 2015 года из-за забастовок в Исландской ветеринарной ассоциации многие исландские рестораны, в том числе Metro и KFC, столкнулись с нехваткой мяса. В результате Metro временно заменила говядину на свинину.
 
Вместо эпилога: экспонат
 
В 2009 году, незадолго до окончательного закрытия, Хьёртур Смарасон купил в McDonald’s последние чизбургер и картошку фри. Акция не самая выдающаяся, если бы не одна деталь. Смарасон решил провести эксперимент для того чтобы убедиться в том, что «еда из Мака» не разлагается. Он поместил свой скромный обед в стеклянный бокс, который на данный момент находится в неком хостеле Snorta House в Южной Исландии в качестве музейного экспоната.
 
В 2019 году чизбургер и картошка выглядели почти так же, разве что упаковка немного поблекла. Убедиться в этом можно посмотрев лайфстрим. Владелец Snorta House Сигги Сигурдур сказала BBC News, что хорошо сохранившаяся еда McDonald’s «заставляет задуматься о том, что вы едите.
 
На фото: последний исландский обед из McDonald’s
 
 
В России McDonald’s является бессменным победителем категории «Кафе и рестораны» ежегодного исследовательского проекта «Любимые бренды россиян», который с 2008 года проводит компания Online Market Intelligence (OMI). Также в 2021 году McDonald’s занял тринадцатое место в Топ-20 вне категории.
 
 
 
 


« Назад

Версия для печати